Съёмочная группа: режиссёр и его помощник

Как и в самом кино, в съёмочной группе у каждого  действующего лица — свои роли. И исполнять их необходимо идеально: такой процесс, как киносъёмки, очень легко превратить в «творческий беспорядок», который отрицательно скажется на результате работы. Поэтому задачи на съёмках должны быть распределены и выполнены максимально точно. Итак, обо всём по порядку.

Легко догадаться, что главная роль на съёмочной площадке — у режиссёра-постановщика. Он  руководит процессом создания фильма, отвечает за художественную, игровую и сценическую составляющие картины.
В его обязанности входит:

  • определение главной мысли произведения — сверхзадачи, которую необходимо донести зрителям, чтобы они точно её восприняли;
  • определение общего художественного стиля фильма;
  • реализация сценария (его воплощение в аудио-визуальную форму);
  • работа с актёрами над мизансценами, игрой и другими выразительными средствами;
  • руководство работой кинооператора;
  • руководство монтажом фильма.

Это значит, что режиссёр чётко ставит задачи оператору-постановщику, художнику-постановщику, художнику по костюмам, художнику по гриму, звукорежиссеру. И делает это в устной и в письменной форме в виде режиссерской экспликации — основного документа для съёмочной группы. Экспликация помогает участникам следить за процессом глазами режиссёра: в ней заключены его художественные мысли, цели, то какой он видит реализацию сценария.

Вместе с оператором-постановщиком режиссёр занимается созданием раскадровки, утверждает с остальными участниками процесса места съёмок, их объекты, реквизит, костюмы — всё, что будет «работать» в кадре. Следит за процессом съёмок и утверждает дубли. Его главная задача на площадке, конечно, работа с актёрами и операторами.

У режиссёра-постановщика есть главный помощник — второй режиссёр. Он руководит съёмочной группой, организует процесс съёмок, отвечает за планирование и тайминг.

При подготовке к съёмкам в его обязанности входит:

  • совместная с режиссёром-постановщиком работа над сценарием и раскадровкой;
  • взаимодействие со всеми участниками съёмок и полная информация о процессе;
  • полное планирование съёмочного процесса, графика занятости актёров;
  • совместный с режиссёром-постановщиком и оператором-постановщиком осмотр локаций и объектов.

В производственный период:

  • подготовка сценария на каждую смену;
  • руководство размещением объектов и группы на съёмочной площадке;
  • контроль за своевременным прибытием съёмочной группы;
  • контроль соблюдения съёмочного графика (последовательность съемки сцен и кадров, тайминг);
  • руководство действиями актёров второго плана и массовки;
  • ведение отчётности по результатам съёмочного дня — количество снятых сцен, количество дублей на каждую сцену.

Главная задача второго режиссера —  следить, чтобы съемка шла строго по плану, чтобы команда укладывалась в график, и каждый занимался своим делом.

Организация и процесс съёмок — сложная и серьёзная работа, в которой задействована большая команда, об остальных участниках которой мы расскажем в следующих статьях.